«Потешка — как
средство развития речи детей раннего возраста»
Цель:
донести до родителей важность использования малых фольклорных форм.
Задачи :
-познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.
— дать рекомендации по использования малых фольклорных форм
— привести пример потешек для использования в повседневной жизни.
Описание: материал предназначен для
родителей , детей до 2-3 лет .
В раннем возрасте основные сферы
взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик.
Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают формы
правильного поведения . Помочь детям в этом – основная обязанность
родителей и педагогов ; взрослых которые
окружают детей.
Сегодня педагоги знают ,что если с
раннего возраста говорить с малышом , нормальным русским языком , то и он
начинает говорить раньше , причём не отдельными словами , а целыми фразами.
Более того, в будущем такие дети чаще
всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляются
особая память – память на произношение звуков родной речи.
Чтение наизусть потешек, формирует
эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Необходимо
подобрать соответствующие настольно печатные игры, книги, наглядный материал, которые
помогли бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания.
Самым эффективным способом передачи
накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы –
потешки, прибаутки, сказки, колыбельные, считалки, пословицы , поговорки,
частушки , загадки. Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить –
регулярное использование потешек в повседневной жизни ребёнка не только радует
его, создаёт эмоциональную связь взрослого с ребёнком, но и развивает его, в
доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.
большое значение имеют потешки у детей раннего возраста, дружелюбие , умение
сопереживать. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их
читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слово соответствующими
движениями и мимикой.
Маленькие дети не умеют рассказывать о
своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, он выражает свои чувства
– плачем, криком. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками
– это отвлечь ребёнка, включить его внимание на другое. В этом им помогает
потешки и игровые ситуации :
«Розовый хвостик мурлычет словно котик ,
Заурчал щеночком , забулькал ручеечком.
Ах животик ты живот, кто же там внутри живёт?
Кто мешает баеньки, маленькому заеньке?
Мы погладим пузики , толстые арбузики.
Спит щеночек. Спит котёнок. Улыбается ребёнок».
Потешки приходят на помощь в режимных моментах, когда нужно умываться, мыть
руки, лицо, причесаться.
«Ладушки ладушки , с мылом моим лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки .
Существенную роль играют потешки, при одевании детей на прогулку:
«Оля варишку надела, ой куда я пальчик дела?
Нету пальчика пропал, в свой домишко не попал.
Оля варежку сняла – поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь не найдёшь , здравствуй пальчик как живёшь?»
Потешки оказывают не только развивающее воздействие, но и создают благоприятный
климат и дарят ребёнку ощущение собственной значимости.
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий,
Сашенька хороший
Сашенька пригожий!»
Регулярное использования малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка ,
взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный
фундамент психофизиологического развития детей и подготовит их к
самостоятельной жизни!
Желаю вам успеха.